Сделать стартовойпоискНаписатьКарта сайта
Откройте для себя новое
в безопасности

История графологии

Несмотря на то, что термин "графология" введен сравнительно недавно, изучение письма имеет глубокие исторические корни.

В 1875 году французский аббат Жан Ипполит Мишон (1806 - 1881) ввел понятие "графология", образовав его от греческих слов "графо" - "писать" или "я пишу" и "логос" - что значит "доктрина", "теория" или "знание".

Истоки графологии можно найти в южной Индии, Китае и позднее в Греции около 2000 лет до Рождества Христова.

Уже сравнительно недавно, Аристотель писал: "Как нет людей одинаково говорящих, так и нет людей одинаково пишущих." Конфуций отмечал, что  "почерк может достоверно указать, происходит ли он от великодушного человека или от того, кто вульгарен."

Но только в 1622 г. труд, посвященный изучению почерка был опубликован итальянцем Камилло Бальдо. Книга называлась "Как узнать по письму характер и черты автора". Она представляла собой чуть больше чем собрание случайных наблюдений  и осталось фактически незамеченной.

Современник Бальдо Марк Аврелий Северин, профессор анатомии и хирургии в Неаполе, написал не опубликованное в то время произведение "Пророк, или предсказание по почерку".

В начале 19 века немец Лафатер, а также французы Эдвард Хокар и аббат Фландрен разработали искусство интерпретации письма. Но только начиная со второй половины 19-го века, когда Мишон опубликовал результаты своих многолетних исследований индивидуальных особенностей почерка, к графологии начал возрастать общественный интерес.

Метод Мишона стал популярен вследствие его относительной простоты. Он изучал и сравнивал отдельные элементы письма: штрихи, буквы, слова, свободные движения, строки и пр. Его метод предполагал, что наличие одного графологического признака означает одну определенную черту характера, а его отсутствие - противоположную черту. В настоящее время это представляется правильным лишь отчасти.  Преемники Мишона, особенно его ученик, Жюль Крепье-Жамен не согласились с этим принципом, а также с практикой приписывания жестких интерпретаций к отдельным признакам.

Крепье-Жамен, который потратил свою жизнь на сопоставление и улучшение достижений Мишона, основал "Французское графологическое общество". Он определил различные элементы почерка, которые сегодня являются основополагающими для Французской школы графологии, и разделил эти элементы на семь категорий: размер, форма, нажим, скорость, направление, расположение и непрерывность.

К каждому элементу в почерке Крепье-Жамен приписывал диапазон возможных значений; он последовательно утверждал, что ценность любого данного признака в отдельности  не установлена и что его значение и интерпретация может измениться в зависимости от других особенностей письма. Эта теория теперь поддержана всем профессиональным графологами. Другими словами, никакая отдельная особенность почерка не может определенно характеризовать автора письма, если только она не подтверждена другими признаками.

Приблизительно в то же самое время в Германии Вильям Т. Прайер признал тот факт, что "написанное рукой" является фактически "написанным умом". Он указал, что если автор потерял правую руку и вынужден использовать левую или даже ногу или рот, основные признаки почерка сохраняться, хотя письмо и не будет столь беглым, как было ранее.

В 1897 г. немец Ганс Бюссе (основатель "Ассоциации графологических исследований") открыл второй "графологический период". Основной вклад в развитие графологии внесли доктор Георг Майер и ассистент Бюссе доктор Людвиг Клагес. Достижения Майера весьма значительны, но они ушли в тень исследований Клагеса. Впоследствии Клагес переехал в Швейцарию где продолжил исследовательскую работу и создал первую полную и систематизированную теорию графологии как науки.

Также в Швейцарии доктор Макс Пульвер, известный психолог, который проявил глубокий интерес к графологии, внес дальнейший вклад в символику почерка. Он предложил разделение почерка на три вертикальные зоны и сформулировал "три измерения" - вертикальное движение, горизонтальное движение, и глубину.

Графологи Прайер, Клагес и Пульвер глубже чем их предшественники, сумели оценить внутренние психологические причины графического выражения. Они были способны подняться на более высоко понимание характерологии и впервые попытались проникать в душу автора через его почерк.

Роберт Саудек, чешский графолог, который переехал в Англию, известен введением понятия "скорость". Сейчас ни одно серьезное графологическое исследование не может обойтись без первичной оценки скорости письма.

Альфред О. Мендель издал книгу "Личность и почерк", которая включает в себя объемное изучение почерка, в котором автор раскрывает различные аспекты направления нажима в зависимости от особенностей личности писавшего.

Клара Роман, венгерский графолог, иммигрировавшая в США, дала прекрасную интерпретацию сравнительных исследований нажима в своей книге "Почерк - ключ к личности".

В России в 1903 г. был издан труд известного в конце 19-го - начале 20-го века Ильи Федоровича Моргенштерна "Психографология", который был переиздан в 1994 г.

Говоря о российской графологии нельзя не отдать дань памяти и уважения одному из самых выдающихся графологов Дмитрию Митрофановичу Зуеву-Инсарову. Его книги "Строение почерка и характер" и "Почерк и личность" были изданы в первой половине нашего века и переиздаются и сегодня.