Сделать стартовойпоискНаписатьКарта сайта
Откройте для себя новое
в безопасности

Методика оценки частного охранного предприятия

В статье приводится примерная методика оценки ЧОП. Изучение данного материала позволит руководителю произвести оценку достигнутых высот и выявить слабые места своего предприятия.


I. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧОП
1. Организация деятельности частного охранного предприятия согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Устанавливаются:
- Наличие необходимых учредительных и регистрационных документов;
- Организационно-правовая форма;
- Учредители частного охранного предприятия;
- Наличие лицензий на осуществляемые виды деятельности;
- Отсутствие противоречий в данных, указанных в учредительных документах и регистрационной анкете.
- Изучаются цели и задачи частного охранного предприятия, а также соответствие их заключенным договорам.

Рейтинговый показатель определяется по следующим критериям:

а) Срок деятельности частного охранного предприятия на рынке оказания охранных услуг.
Данный критерий показывает, что предприятие создано, в том числе, с целью надежной долгосрочной работы, действует в рамках законодательства, направлено на развитие частной охранной деятельности и накапливает практический опыт.
- Свыше 10 лет - 4 балла
- От 5 до 10 лет - 3 балла
- От 2 до 5 лет - 2 балла
- Менее 2 лет - 1 балл

б) Уровень подготовки офисных помещений частного охранного предприятия.
Данный критерий показывает степень стабильности частного охранного предприятия, уровень организации работы.
- Офис и КХО располагаются в собственном или арендуемом помещении с достаточным числом кабинетов для размещения подразделений, предусмотренных структурой частного охранного предприятия, и городскими телефонами - 4 балла.
- Офис и КХО располагаются в субарендуемом помещении с достаточным числом кабинетов для размещения подразделений, предусмотренных структурой частного охранного предприятия, и городскими телефонами - 3 балла.
- Офис и КХО располагаются на одном из охраняемых объектов с достаточным числом кабинетов для размещения подразделений, предусмотренных структурой частного охранного предприятия, и городскими телефонами - 2 балл.
- Офис или собственная КХО отсутствует – минус 2 балла.
- Достаточным числом кабинетов считается по одному на каждое подразделение частного охранного предприятия и руководящий состав. При недостаточном числе кабинетов рейтинговый показатель снижается на 1 балл.

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНАЯ СТУКТУРА И КАДРОВЫЙ СОСТАВ ЧОП
2. Организация деятельности частного охранного предприятия согласно Трудовому кодексу Российской Федерации.

Работодатель как субъект трудовых и непосредственно связанных с ними правоотношений - носитель определенных прав и обязанностей. Осуществляя свою деятельность, работодатель имеет право принимать локальные нормативные правовые акты, в числе которых есть обязательные, а также обязан знакомить с ними работников под роспись и требовать их исполнения.
Устанавливается наличие утвержденных обязательных локальных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения на частном охранном предприятии. Анализируется их содержание на соответствие требованиям Трудового кодекса Российской Федерации.
Выявление нарушений руководителем частного охранного предприятия требований трудового законодательства является причиной отсрочки вынесения решения о паспортизации до их устранения.

Рейтинговый показатель определяется по следующим критериям:
- В наличии трудовые книжки, журналы учета и регистрации трудовых книжек, карточки формы Т-2, приказы о приеме, увольнении, дисциплинарных взысканиях, заключены трудовые договоры со всеми сотрудниками предприятия – 4 балла.
- В наличии трудовые книжки, трудовые договоры со всеми сотрудниками предприятия, журналы учета и регистрации трудовых книжек, не в полном объеме карточки формы Т-2, приказы о приеме, увольнении, дисциплинарных взысканиях – 2 балла.
- В наличии трудовые договоры не со всеми сотрудниками предприятия, не ведутся журналы учета и регистрации трудовых книжек, не в полном объеме карточки формы Т-2 – 0 баллов.
- Проводятся предрейсовые медицинские осмотры водителей (по журналам и путевым листам) – плюс 2 балла, отсутствуют предрейсовые медицинские осмотры – минус 3 балла.

3. Определение кадрового потенциала частного охранного предприятия.

При оценке кадрового потенциала выясняются:

3.1. Количественные и качественные показатели работников.

Определяются штатная и фактическая численность, доля работников, осуществляющих охранные функции. Устанавливается численность работников, имеющих:
- удостоверение частного охранника;
- разрешения на хранение и ношение служебного оружия.

3.2. Профессиональная подготовка работников.

Устанавливается число работников, прошедших периодические проверки. Определяется процент прохождения периодических проверок с первого, второго раза. Анализируются показатели за последние 12 месяцев.

Рейтинговый показатель определяется по следующим критериям:

а) Прохождение периодических проверок, проводимых органами внутренних дел:
Выставляются следующие баллы, если процент прохождения периодических проверок, проводимых органами внутренних дел, равен:
- От 100% до 90% - 4 балла
- От 90% до 50% - 3 балла
- От 50% до 25% - 2 балла

б) Профессиональная подготовка (переподготовка) работников на частном охранном предприятии:
- Направление работников в специализированные учебные центры либо приглашение специалистов для обучения из специализированных учебных центров - 4 балла;
- Собственными силами с использованием собственных программ, методических пособий и брошюр - 3 балла;
- Подготовка работников проводится на объекте в процессе основной деятельности - 1 балл.

4. Оценка качества работы управленческого аппарата.

4.1. Оценка соблюдения лицензионных требований и условий по виду деятельности: охранная деятельность.

При оценке соблюдения лицензионных требований и условий по виду деятельности за основу принимается исполнение требований и их соответствие требованиям ОЛРР (около 25 пунктов).

Рейтинговый показатель определяется по следующим критериям:
- Все пункты выполняются - 4 балла;
- Есть незначительные, легкоустранимые замечания - 3 балла.

4.2. Оценка качества работы внутренних документов предприятия, их соответствия специфике охранных услуг.

Рейтинговый показатель определяется по следующим критериям:

а) Разработка собственных договоров по охране объектов:
Наличие внутренних служебных документов по охране объектов говорит о степени творческого участия управленческого аппарата в организации охраны.
- Разработка и использование индивидуальных договоров на каждый объект с учетом его специфики - 4 балла;
- Использование типовых договоров на каждый объект - 2 балла.

б) Разработка и ведение внутренних служебных документов по охране объектов:
- Разработка и использование индивидуальных инструкций на каждый объект охраны с учетом специфики объекта - 4 балла;
- Использование типовых инструкций на каждый объект охраны без учета специфики объекта - 2 балла.

в) Порядок проведения проверок несения службы на объектах охраны:
- Наличие в управленческом аппарате специально выделенных сотрудников, постоянно проводящих проверки несения службы на объектах охраны, - 4 балла;
- Проведение регулярных (не менее одного раза в сутки) проверок силами управленческого аппарата и кураторов объектов - 3 балла;
- Проведение регулярных (не менее 4 раз в неделю) проверок силами управленческого аппарата и кураторов объектов - 2 балла;
- Проведение периодических (менее 4 раз в неделю) проверок кураторами объектов - 1 балл.

III. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА И ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЧОП
5. Определение материально-технической базы частного охранного предприятия.

При изучении материально-технической базы выясняется число единиц имеющегося на частном охранном предприятии оружия, количество спецсредств, средств связи, автомобилей и иного оборудования, необходимого для осуществления охранных функций.

Рейтинговый показатель определяется по следующим критериям:

а) Обеспечение охранников форменной одеждой:
- Наличие форменной одежды (название/эмблема ЧОП на одежде обязательно) в зависимости от сезона, места несения службы и задач охранников - 4 балла;
- Неполное обеспечение охранников форменной одеждой или отсутствие названия/эмблемы на одежде - 2 балла.

б) Наличие круглосуточной дежурной службы управления нарядами:
- Наличие круглосуточной дежурной смены во главе с одним из руководителей частного охранного предприятия и наличие подразделения (группы) реагирования в составе четырех и более авто-экипажей - 4 балла;
- Наличие круглосуточной дежурной смены во главе с начальником смены и наличие подразделения (группы) реагирования в составе двух и более авто-экипажей - 3 балла;
- Наличие одного круглосуточного дежурного и наличие одного авто-экипажа - 2 балла;
- Наличие одного круглосуточного дежурного без авто-экипажа - 1 балл;
- Отсутствие круглосуточного дежурного - 0 баллов.

в) Наличие оперативной радио- (телефонной) связи у дежурной смены:
- Наличие оперативной радио - (телефонной) связи на 100% объектах охраны - 4 балла;
- Не менее чем с 80% объектов охраны - 3 балла;
- Менее чем с 80% объектов охраны - 1 балл;
- Использование постовых отметчиков - плюс 2 балла.

г) Обеспеченность автотранспортом:
- Достаточное количество автомобилей, принадлежащих охранному предприятию или арендуемых у учредителей или руководителей ЧОП - 4 балла;
- Достаточное количество автомобилей, арендуемых у производственных работников охранного предприятия - 2 балла;
- Недостаточное количество автомобилей для осуществления охранных услуг – минус 2 балла;
- Наличие эмблем/опознавательных знаков ЧОП на бортах обязательно. Отсутствие эмблем – минус 1 балл.

6. Определение специализации частного охранного предприятия.

При определении специализации частного охранного предприятия устанавливаются:
- число заключенных договоров в целом и доля договоров, заключенных на охрану объектов (с оружием, без оружия) и другие виды деятельности;
- типы охраняемых объектов, их процентное соотношение к общему числу.

6.1. Оценка соответствия законодательству документов, необходимых для осуществления охранных услуг с использованием радиоканала и групп быстрого реагирования.

Устанавливается соответствие документов ЧОП, который использует радио-канал, требуемым законодательством.

Устанавливается наличие:
- Разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации.
- Свидетельства о регистрации радиоэлектронных средств (далее – РЭС) Федеральной службы по надзору в сфере связи или Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (РОССВЯЗЬОХРАНКУЛЬТУРОЙ).
- Разрешения на право эксплуатации подвижных или сухопутных радиостанций, выданные Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (РОССВЯЗЬОХРАНКУЛЬТУРОЙ).
- Документ (отметка в документах) на право использования символики предприятия на бортах автомобилей.

Рейтинговый показатель определяется по следующим критериям:
- В наличии все вышеперечисленные документы – 4 балла.
- Отсутствуют Разрешения на право эксплуатации подвижных радиостанций или документы (отметки в документах) на право использования символики предприятия на бортах автомобилей – 3 балла.
- Отсутствует Разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов Министерства информационных технологий и связи РФ или Свидетельства о регистрации РЭС – минус 2 балла.

7. Оценка участия частного охранного предприятия в обеспечении общественного порядка.

При определении участия частного охранного предприятия в обеспечении общественного порядка устанавливается число осуществленных выходов (и количество принявших участие сотрудников) на охрану общественного порядка.
Анализируются данные за последние 12 месяцев.

По данному разделу на рейтинговый показатель может влиять одновременно несколько следующих критериев:
- За участие частного охранного предприятия в охране общественного порядка, осуществлении патрулирования рейтинговый показатель увеличивается на два балла.
- За наличие документов и иных материальных знаков оценки служебной деятельности частного охранного предприятия со стороны контролирующих органов (ОВД), органов муниципальной власти и заказчиков рейтинговый показатель увеличивается на два балла.
- За выявление фактов неисполнения взятых на себя обязательств по договорам об участии в охране общественного порядка и патрулировании рейтинговый показатель снижается на два балла.

8. Оценка соблюдения требований федеральных законов и нормативных правовых актов, регламентирующих оборот оружия и частную охранную деятельность.

Устанавливаются факты нарушений лицензионных требований и условий, определенных Положением о лицензировании частной охранной деятельности. Особое внимание уделяется фактам неправомерного применения служебного оружия, его утраты, участия в гражданско-правовых спорах юридических лиц, числу возбужденных уголовных дел в отношении сотрудников предприятия безопасности.

Анализируются данные за последние 12 месяцев. По данному разделу на рейтинговый показатель может влиять одновременно несколько следующих критериев:
- За участие частного охранного предприятия в конфликтах, связанных с гражданско-правовыми спорами, рейтинговый показатель снижается на 50% баллов, при наличии повторного участия за проверяемый период предприятие получает отказ в паспортизации.
- За утрату служебного оружия или неправомерное его применение общий рейтинговый показатель снижается на 50% баллов.
- За вынесение частному охранному предприятию предупреждения(й) о нарушении законодательства, регулирующего оборот оружия и частную охранную деятельность (в течение года со дня вынесения), общий рейтинговый показатель снижается на 25% баллов.
- За привлечение к уголовной ответственности работников частного охранного предприятия общий рейтинговый показатель снижается на 25% баллов.
- За каждый судебный иск о возмещении ущерба по фактам нанесения вреда охраняемому имуществу собственника общий рейтинговый показатель снижается на 5% баллов.

9. Финансовые показатели ЧОП

Основной целью проведения экспертизы финансовых показателей ЧОП является получение объективной оценки их платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности и эффективности деятельности.

9.1. Анализ финансовой устойчивости.

Рассматривается отсутствие (наличие) просроченной задолженности по налогам и обязательным платежам.

- Предприятию, у которого просроченная задолженность по налогам и обязательным платежам отсутствует, выставляется 4 балла.
- Предприятие, имеющее просроченную задолженность, не может считаться финансово устойчивым, и общий рейтинговый показатель снижается на 10% баллов.

9.2. Анализ фонда оплаты труда охранников.

9.2.1. В ходе анализа соотносится средняя заработная плата одного охранника со средней зарплатой по отрасли в регионе.

Данный показатель вычисляется относительно средней заработной платы по отрасли в анализируемом регионе. Значение данного показателя должно быть не менее 1.
В том случае, если средняя заработная плата соотносится со средней зарплатой по отрасли в регионе с коэффициентом 0,8-1,2, то охранному предприятию выставляется 1 балл. Если она превышает его, то 2 балла.

9.2.2. Определяется темп роста заработной платы охранников.

- Если темп роста заработной платы охранников превышает темп инфляции, установленный Правительством России за анализируемый период, то в этом случае анализируемому предприятию выставляется 2 балла рейтинговой оценки.
- В случае если темп роста заработной платы не превышает темпа инфляции, то 1 балл.
- Если в организации за анализируемый период отсутствовал рост заработной платы или она сокращалась, то охранному предприятию не выставляется ни одного балла.

9.3. Анализ затрат на страхование охранников.

Отслеживаются расходы на обязательное страхование сотрудников - на какую сумму в среднем страхуется один охранник относительно прожиточного минимума в данном регионе для трудоспособного населения.
Если сумма страховки превышает прожиточный минимум, то охранному предприятию выставляется 1 балла, если сумма страховки и прожиточного минимума соотносится с коэффициентом от 0,5 до 1,0, то предприятию выставляется 1 балл рейтинговой оценки.

9.4. Анализ материальных запасов и специфических основных средств.

При проведении анализа материальных запасов и специфических основных средств устанавливаются:
- Средние расходы на форму (обмундирование), в том числе на одного сотрудника;
- Средняя стоимость оружия и специальных средств, приходящаяся на одного сотрудника;
- Стоимость средств связи (мобильные, радиосвязь и прочее) на каждого охранника.

По итогам анализа данных показателей делается вывод об обеспеченности или необеспеченности охранников конкретного предприятия специфическими основными средствами и материалами. В первом случае охранному предприятию выставляется 1 балл рейтинговой оценки.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЙТИНГОВОГО ПОКАЗАТЕЛЯ:
(Прим. Максимально возможное количество - 77 баллов)

При сумме баллов более __65__ предприятие обладает высоким рейтингом.
При сумме баллов от __50__ до __64__ предприятие обладает хорошим рейтингом.
При сумме баллов от __35__ до __49__ предприятие обладает достаточным рейтингом.
При сумме баллов менее __35__ предприятие не обладает достаточным рейтингом.


При написании статьи использовались материалы сайта guardinfo.ru