Сделать стартовойпоискНаписатьКарта сайта
Откройте для себя новое
в безопасности

Кто такой шеф охраны?

Этому человеку руководитель компании должен доверять как самому себе, считает Андрей Громченко, совладелец группы компаний «СТ», работающей на московском рынке безопасности. Где и как искать начальника службы безопасности? И каким образом выстраивать с ним отношения?
По другую сторону баррикад
Начальник службы безопасности – не менее значимое лицо в компании, чем любой топ-менеджер. Чтобы эффективно выполнять свои обязанности, он должен в деталях знать технологию работы компании, а возможно, еще и финансовые и многие другие аспекты ее деятельности. Вполне естественно, что большинство предпринимателей не хотят посвящать в «корпоративные секреты» людей со стороны и опасаются отдавать обеспечение безопасности предприятия на откуп наемной охранной фирме. К тому же наемный ЧОП может одновременно охранять и конкурентов, и тогда руководство компании поневоле будет подозревать охрану в информационной слежке. Кого же в такой ситуации брать в начальники службы безопасности?

В 90% случаев на эту должность приглашают бывших сотрудников спецслужб (МВД, ФСБ, прокуратуры, финансовой разведки и т. д.). Не хочу сказать ничего плохого про тех, «кто нас бережет», но все они по 20-25 лет «варились» в весьма специфической среде, живя, можно сказать, по другую сторону баррикад. Ментальность этих людей далека от предпринимательской. Ни для кого не секрет, что денежное вознаграждение сотрудников силовых ведомств оставляет желать лучшего. Многие идут на работу в «органы» только с одной целью – получить определенные льготы и полномочия и таким образом возвыситься над «толпой законопослушных граждан». С одной стороны, они защищают государство и охраняют порядок, но с другой стороны, понимают, что государство ничего не дает им взамен. Это порождает у многих сотрудников «органов» весьма своеобразное отношение к работе: раз государство не в состоянии обеспечить мне достойную зарплату, значит, я должен сам найти способ заработать. Отсюда мздоимство и различные схемы дополнительного заработка за счет своих полномочий.

Ни в коем случае не хочу очернить всем вышесказанным работников правоохранительных органов – я просто пытаюсь показать, какие ценности навязаны им системой. Пересмотреть свои взгляды им очень сложно, и доверяют они, как правило, только «своим».

Очень часто компании берут на должность начальника службы безопасности генералов и полковников, полагая, что такой шеф охраны поможет им приобрести нужные связи в «органах», будет лоббировать корпоративные интересы и налаживать отношения с налоговиками. Но на самом деле работа «лоббиста» не имеет никакого отношения к выстраиванию корпоративной системы безопасности – он, конечно, может решить возникающие время от времени проблемы во взаимоотношениях компании с контролирующими органами, но организовать повседневную оперативную работу ему вряд ли удастся. Поэтому если и брать генерала в штат, то не на должность начальника службы безопасности, а советником или вице-президентом компании.
Не по чинам и регалиям
Оставшиеся 10% начальников служб безопасности – представители самых разных профессий: у одного за плечами спортивное прошлое, у другого – опыт организации производства, которое ему теперь поручено охранять, третий отлично разбирается в охранном оборудовании. В принципе, компании самой решать, какое образование и какой уровень подготовки должны быть у начальника охраны. Главное, чтобы к формированию службы безопасности руководство компании подходило точно так же, как к созданию любого другого бизнес-подразделения. И отбирать руководителя этой службы нужно по тем же критериям, что и начальников остальных отделов: он должен быть хорошим менеджером, человеком с управленческим образованием. Возможно, он не будет большим специалистом в сфере безопасности – в данном случае гораздо важнее его организаторские способности, опыт честной работы в коммерческих структурах.

Поэтому, нанимая начальника службы безопасности, нужно обязательно выяснить, почему он уволился или увольняется с прежнего места. Обычно соискатели этой вакансии называют три причины ухода от прежнего работодателя: обещали заплатить и не заплатили; руководитель – нехороший человек; расформировали подразделение.
Все это может быть и правдой, но если, к примеру, человек меняет по этим причинам уже пятое место работы, вы должны насторожиться.

Чтобы не ошибиться с выбором, нужно привлечь психолога для тестирования потенциального шефа охраны, поинтересоваться мнением тех, с кем человек прежде служил, работал, учился.
Специалист широкого профиля
Начальник службы безопасности отвечает за две группы угроз: внешние и внутренние. Внешние угрозы исходят от конкурентов, контролирующих органов, недобросовестных клиентов или преступных групп. Источники внутренних угроз – собственные сотрудники и несовершенство технологических решений. Таким образом, основная задача начальника службы безопасности – прогнозирование нежелательных для компании и сотрудников событий и выстраивание такой структуры службы безопасности, которая могла бы предотвращать большинство угроз и оперативно реагировать на остальные неприятные ситуации.

В отличие от «узких» профессионалов (главного инженера, технолога, главного бухгалтера, начальника отдела снабжения и проч.), руководитель службы безопасности – специалист широкого профиля, который должен иметь представление обо всех бизнес-процессах в компании – только в этом случае он найдет слабые звенья в производственной цепочке и сможет их укрепить. Ведь главная задача данного подразделения предприятия вовсе не в том, чтобы закрыть весь «периметр» угроз, а в том, чтобы найти эффективные способы и средства борьбы с конкретными угрозами. Тотальная защита, во-первых, лишена смысла: воруют только там, где «плохо лежит». А во-вторых, экономически нецелесообразна: с точки зрения эффективности бизнеса нет смысла «тянуть» службу безопасности, расходы на которую превышают размер возможного ущерба и рисков.

Самая главная ошибка, которую допускают службы безопасности, – отсутствие системности в сборе информации о клиентах, их финансовом положении, рыночном рейтинге, деловой репутации, кредитной истории, основных рыночных целях и т. д. Многие озабочены исключительно «охраной забора», но зачастую ущерб от «несунов» по сравнению с потерями от неоплаченных поставок составляет сущие копейки. С клиентами работают отделы маркетинга и продаж, но у них принципиально иная задача – сбыть товар. Они не ищут да и не умеют искать информацию, связанную с безопасностью. И очень редко привлекают к анализу клиентской базы службу безопасности, в штате которой зачастую для этого не предусмотрено соответствующих специалистов. В лучшем случае проверяют только новых клиентов. Ими, конечно, нужно заниматься в первую очередь, но не следует забывать и о том, что добросовестные в прошлом плательщики могут попасть в полосу неудач, остаться без средств. И если уж заниматься их кредитованием, поставляя товар без надежды на оплату в обозримой перспективе, то, по крайней мере, нужно отдавать себе в этом полный отчет.
Где найти специалиста, способного проделать эту аналитическую работу? У меня, например, был удачный опыт работы с молодыми военными, прошедшими подготовку по охране посольств и дипломатических представительств. Они, как правило, очень работоспособны и умеют находить общий язык с различными людьми.
Дорогого стоит
Если уж вы взяли на должность начальника службы безопасности «нестандартного» человека, то и отношения у вас с ним должны быть нестандартные. Активный, предприимчивый человек хочет трех вещей: адекватной оплаты своего труда, возможности улучшать свое благосостояние, права принимать решения и нести за них ответственность.

Зарплата начальника службы безопасности составляет обычно от $1500 до $4000 в месяц. Экономить на оплате труда этого специалиста, вынуждая его искать приработки, не стоит – лучше позволить ему получать дополнительный доход на выгодных для всех условиях.

Можно, к примеру, оценить среднюю стоимость вложений в систему безопасности на одном из объектов и предложить начальнику службы безопасности организовать установку этой системы (закупку и монтаж) за меньшие деньги, но без ущерба качеству, а «дельту» поделить пополам (половину – компании, половину – ему в качестве бонуса). Иными словами, человек должен быть заинтересован в снижении расходов компании. Приведу пример из собственной практики. Крупная торговая сеть открывала один магазин за другим. Бесконечные тендеры, контроль выполнения договоров и сроков отнимали у руководства много времени и средств. Изучив ситуацию, я просто предложил им создать отдел в структуре службы безопасности, занимающийся монтажом ТСО (технических средств охраны). Данное решение позволило этой компании снизить затраты и на открытие магазинов, и на текущее обслуживание ТСО. А в высвободившееся время начальник службы безопасности мог получать дополнительный заработок в виде обслуживания «сторонних» объектов.

Другой важный момент. Начальник службы безопасности должен иметь возможность принимать решения и отвечать за них. Это значит, что у него должны быть соответствующие права и полномочия. Зачастую владелец компании не отдает себе в этом отчета и отводит начальнику службы безопасности роль своеобразного «устрашителя», который пугает всех своим видом, но при этом не имеет реальных рычагов влияния на подразделения. Имейте в виду: чтобы начальник службы безопасности работал максимально эффективно, у него должна быть своя сфера ответственности, в которой он полномочен принимать самостоятельные решения, не бегая к руководству советоваться по каждому вопросу.
Андрей Громченко