Сделать стартовойпоискНаписатьКарта сайта
Откройте для себя новое
в безопасности

Безопасность супермаркетов: новые решения

Организация комплекса охраны торговых площадей – одна из первоочередных задач, возникающих при вводе нового супермаркета в эксплуатацию. Обеспечение безопасности прилегающих территорий и внутренних площадей, контроль добросовестности сотрудников, координация движения товара на складах, организация комфортного пребывания посетителей на территории торгового комплекса (супермаркета), предотвращение краж - вот основные задачи, которые необходимо оперативно решить. Этим вы не только обеспечите бесперебойную работу всех служб, но и оградите себя от дополнительных расходов в случае непредвиденных ситуаций.

Сегодня, при современном уровне развития технических средств обеспечения безопасности и контроля доступа, появился широкий выбор вариантов построения охранной системы. Спектр предлагаемых решений велик, но как создать реально работающие системы, с применением самых современных технологий и с учетом всех индивидуальных требований к объекту? Какие механизмы участвуют в создании единого многозадачного комплекса охранной системы, внутреннего контроля и управления для обеспечения безопасности торговых площадей?

Прежде всего, при создании комплексного решения системы безопасности нужно определить, на базе каких технологий будет строиться комплекс автоматизации и управления данной системой. Современные системы безопасности основаны на инженерно-технических и программных средствах и содержат следующие основные составные части (подсистемы):

система контроля и управления доступом персонала (СКУД)
система охранной сигнализации (СОС)
система телевизионного наблюдения (СТН)
система оперативной связи и оповещения
обеспечивающие системы (освещения, электропитания, охранного освещения и др.)

Ядром комплекса будет единая многоцелевая система цифровой обработки и архивации данных. Метод построения данной системы организован по распределенной схеме взаимосвязи, получения и обработки данных с последующим анализом, архивацией и определением адекватных дальнейших мер, в том числе и оперативным реагированием различных исполнительных устройств (сирена, система пожаротушения) – в данном случае исключается так называемый "человеческий фактор" - медленное или неадекватное реагирование на сложную ситуацию.

Для успешного решения данной задачи будет использован принцип зональной градации, что поможет наиболее эффективно построить комплекс системы безопасности супермаркета с учетом всех особенностей объекта. Исходя из этого принципа, торговые площади разбиваются на условные зоны интересов пользователя (зональная градация), каждая из зон функционально соотносится с определенным сервисом, например, кассовый терминал с финансовой деятельностью, стоянка с парковкой гостевого автотранспорта, торговый зал с количеством посетителей.

Первая зона – парковка и прилегающая к супермаркету территория.
Для правильной организации системы контроля доступа к прилегающим территориям супермаркета и парковки необходимо установить непрерывное наблюдение за движением гостевого автотранспорта: использование правильной установки камер видеонаблюдения (с применением уличных поворотных устройств) и систем ограничения доступа (шлагбаумы, автоматические турникеты) поможет предотвратить кражи и угоны. Система пропуска автотранспорта с помощью автоматизированной системы выдачи специального документа (кассового чека, магнитной карты) поможет зафиксировать точное время пребывания данного автомобиля на территории парковки для его последующей оплаты, или оплаты других услуг, согласно правилам данной парковки предоставленных в отсутствие автовладельца. Желательно также предусмотреть возможность контроля поста охранника-оператора, регулировки потоков автотранспорта напрямую с пункта управления, а также ведение визуального контроля территории парковки.

Вторая зона – вход в торговый комплекс, выход из торгового комплекса.
Необходимо обеспечить наблюдение за передвижением посетителей и сотрудников супермаркета (контроль служебного входа и выхода), не создавая при этом неудобств в часы наиболее интенсивного потока посетителей, и полностью исключив при этом возможность краж и возникновения внештатных ситуаций. Визуальное слежение ведется непосредственно из аппаратной с помощью видеокамер, установленных при входе, где оператор при необходимости имеет возможность мгновенно передать детализированную информацию на пост охраны, для корректировки ее действий. Дополнительное наблюдение за посетителями осуществляют магнитные детекторы, которые исключат возможность выноса неоплаченного товара из торгового зала. Управление потоками движения людей в торговом комплексе при входе и выходе осуществляют автоматические турникеты.

Третья зона – непосредственно торговый зал и витрины.
Общее наблюдение за посетителями ведется с помощью установленных по всей площади торгового зала видеокамер. На наиболее активных участках применяют камеры с узкоугольными объективами, для подробной детализации происходящих событий.
Также ведется непрерывный визуальный контроль витрин и выставочных образцов. Для исключения краж выставочных образцов применяют звуковую и световую сигнализацию – каждый образец имеет связь с той поверхностью, на которой он демонстрируется, попытка кражи или смещения объекта приведет к срабатыванию тревожной сигнализации. Все площади оснащены системами оповещения об экстренных случаях и системами пожаротушения. Торговый зал оснащен системой кондиционирования и дымоудаления. Все данные поступают непосредственно к дежурному оператору, который ведет непрерывный визуальный контроль, при этом обработку и архивацию данных обеспечивает цифровая система, установленная в аппаратной.

Четвертая зона – служебные помещения, склад.
Особое внимание и четкое соблюдение должностных инструкций на территории склада - залог успешного функционирования торгового комплекса в целом. Правильному подходу к управлению потоками на подъездных путях и непосредственно на эстакаде разгрузки товара поможет четкое координирование действий и визуальный контроль, который будет осуществлять цифровая система видеонаблюдения. Возможность архивации данных и создания отчетов с точными временными и визуальными координатами прибывавшего грузового автотранспорта в течение всего рабочего дня, последующий анализ действий обслуживающего персонала (момент погрузки или разгрузки товара) исключат спорные ситуации при приеме товара на склад. Территория служебных помещений, в том числе и склад, оснащена системами пожаротушения и дымоудаления, вентиляции и кондиционирования. Непрерывный учет рабочего времени, визуальный контроль за персоналом, в том числе и скрытое видеонаблюдение, помогут предотвратить факт недобросовестного отношения работника к его служебным обязанностям. Все помещения имеют охранные ИК датчики объема для предотвращения краж при отсутствии в помещении работников охраны. Каждый датчик имеет четкую привязку к той площади, на которой он установлен, при поступлении тревожного вызова (отработка ИК датчика) в аппаратную дежурный при помощи план-схемы, отображенной на дисплее монитора, и цифровой системы контроля и ограничения доступа имеет возможность мгновенно определить зону тревоги. Туда будет выслана группа немедленного реагирования. Различные исполнительные устройства (например, электромеханический замок) помогут ограничить вход и выход: система бесконтактных магнитных карт с различным уровнем доступа (права доступа определяются в зависимости от штатного расписания) поможет регулировать посещение территории.

Аппаратная: оснащение и методы обработки и архивации данных.
Все данные, поступающие со всех зон, находящихся под видеонаблюдением, концентрируются непосредственно в аппаратной комнате. Обработку данных ведут серверы, объединенные в единую локальную сеть. Оператор имеет возможность вести визуальное наблюдение за каждой зоной, с детализацией каждого помещения при помощи интегрированной цифровой системы видеонаблюдения. Архивация данных в цифровом виде осуществляется в специальные хранилища (созданные на цифровых носителях - стримерах и т.п.), которые обеспечивают длительное хранение данных и сохранность информации. Оператор имеет возможность вносить корректировки в работу всех охранных подразделений непосредственно из аппаратной. Например, при возникновении внештатной ситуации мгновенный доступ к архиву видеоданных поможет проследить начало и развитие ситуации, что, в свою очередь, поможет принять наиболее правильное решение и спланировать дальнейшие действия.

Эксплуатация и обслуживание системы безопасности супермаркета.
Современные системы охраны "доросли" до того, что не требуют от оператора "знания ПК", потому что они базируются на ПК!
Парадоксально? Но факт: использование мощностей современных компьютеров довело охранные комплексы не только до состояния интегрированности мультиплексора, магнитофона и охранной панели, но и упростило автоматизацию охранного поста, свело работу охранника к функции администрирования и принятия окончательного решения. Охранная система на базе компьютера сама по себе является мощной системой контроля, обработки данных и принятия решений. В то время как аналоговая техника все более усложняется в настройке и управлении, "обрастает" функциями компьютеров (например, появляются "мыши" для управления), компьютер, оснащенный необходимой техникой и правильно конфигурированный, для запуска требует только нажатия кнопки питания. Все настройки могут осуществляться только мышью, а управление легко и интуитивно понятно, в некоторых случаях даже не обязательно тщательно изучать инструкцию (что, например, неосуществимо в мультиплексорах, где без инструкции сложно догадаться, как войти в меню). Программное обеспечение максимально просто в управлении, изображения занимают максимум полезной площади экрана, появились новые полезные функции: приоритет записи, определение потери сигнала, регулировка скорости записи по каждому каналу. Просмотр архива выделен в самостоятельную программу, что, во-первых, ускоряет его работу (сортировка 1000 фрагментов видео занимает около секунды), во-вторых, позволяет использовать его отдельно от основной программы, как на видео сервере, так и на любом другом компьютере.
При работе оператора с устройствами управления интегрированной цифровой системы видеорегистрации и контроля доступа исключено влияние так называемого "человеческого фактора" (физической усталости, несоблюдения должностных инструкций и т.д.), что также является одним из важных преимуществ выбора комплекса безопасности для крупных супермаркетов.
Для успешной и безотказной эксплуатации комплекса системы безопасности необходимо иметь в штате сотрудников системного администратора, в задачу которого будет входить проведение периодических профилактических работ. Кроме того, системный администратор, находясь постоянно в контакте с разработчиками системы, будет иметь возможность получения оперативной консультации в случае возникновения вопросов или по поводу внедрения обновлений в существующую систему.

Источник - Алгоритм безопасности №4, 2002