Сделать стартовойпоискНаписатьКарта сайта
Откройте для себя новое
в безопасности

Перспективы пожарного аудита в России

М. Молчанов
к.э.н.
генеральный директор ООО «Международный противопожарный центр»

На сегодняшний день сама идея внедрения в России системы «аудита безопасности», и, в частности, «пожарного аудита», признается оправданной и перспективной практически всеми заинтересованными сторонами. Но представления о механизмах осуществления данного вида деятельности, да и о самом понятии «пожарного аудита» в значительной мере различаются. Так как же должна работать система аудита в области пожарной безопасности и какие препятствия предстоит преодолеть на пути ее внедрения?
Основываясь на различных определениях, «аудит» можно трактовать как систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита (проверки) и их объективной оценки. Аудит направлен на установление соответствия проверяемых видов деятельности, событий, условий или информации определенным критериям проверки. В качестве таких критериев могут выступать установленные государственными органами нормативные требования или общепризнанные международные стандарты такие, как, например, ISO. Аудит может быть как обязательным, так и добровольным.
Инициативы руководства МЧС по передаче части функций надзора в области пожарной безопасности независимым аудиторам предполагают, что для большинства организаций на смену проверок государственными инспекторами придут проверки независимыми специализированными организациями. В этом случае речь идет об аудите, который дефакто будет являться обязательным. Помимо этого, планируется фактическая замена части санкций государственного надзорного органа на более гибкое экономическое стимулирование хозяйствующих субъектов страховыми компаниями путем установления страхового тарифа в зависимости от степени опасности объекта и уровня риска для третьих лиц.
Разрабатываемые в рамках указанных инициатив изменения в законодательстве призваны достичь сразу несколько целей: повысить уровень ответственности предприятий за ненадлежащее обеспечение пожарной безопасности на своих объектах, сократить расходы бюджета на ликвидацию чрезвычайных ситуаций за счет механизмов страхования ответственности, устранить предпосылки для коррупции во взаимоотношениях государственных органов и организаций в данной сфере. Безусловно, предлагаемая концепция децентрализации контроля над обеспечением хозяйствующими субъектами надлежащего уровня пожарной безопасности при помощи механизмов пожарного аудита имеет целый ряд веских доводов в свою пользу и не вызывает сомнений в необходимости ее дальнейшей проработки и реализации.
Однако для построения эффективно работающей системы, способной достичь поставленных целей, необходимо, прежде всего, создать полноценную нормативную базу, регламентирующую широкий спектр организационных, технических, экономических и юридических вопросов при проведении пожарного аудита и применении его результатов. И хотя такая работа уже ведется, темпы ее проведения до настоящего момента не могут внушать оптимизма.
Так, проект федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта» рассматривается уже на протяжении нескольких лет и, по всей видимости, не будет принят до утверждения соответствующего технического регламента. Это вполне логично, так как в техническом регламенте должны содержаться критерии, по которым предприятия могут быть отнесены к категории опасных. Но дело в том, что и технический регламент уже не первый год обсуждается и корректируется законодателями. А ведь, помимо этих двух документов, необходимо вносить изменения в законы «О пожарной безопасности», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также выпускать другие нормативные документы, конкретизирующие порядок применения перечисленных законов. Остается надеяться, что полученное МЧС в прошлом году принципиальное одобрение высшим руководством страны своих предложений по внедрению механизмов аудита безопасности станет импульсом для ускорения работы в этом направлении. Но даже в этом случае создание правовых основ для применения пожарного аудита и обкатка новых механизмов на практике займет немало времени. Приходится признать, что аудит безопасности не скоро станет полноценной альтернативой государственному надзору.
Все вышесказанное в полной мере относится к обязательному аудиту, который направлен на выявление степени опасности объекта в отношении третьих лиц, а между тем любое предприятие заинтересовано в снижении рисков, связанных с возможным ущербом в отношении собственного бизнеса. В России уже существует практика проведения добровольного пожарного аудита предприятия специалистами независимой организации, в частности, такой опыт есть у компании «Международный противопожарный центр».

        Цели добровольного аудита предприятия в области пожарной безопасности могут быть различными. В своей простейшей форме добровольный пожарный аудит проводится с целью выявления существующих несоответствий действующим требованиям пожарной безопасности. В ходе такой проверки, как правило, осуществляются следующие мероприятия:

• Анализ имеющейся на объекте документации на комплектность и соответствие нормативным требованиям ПБ
• Обследование объекта: определение соответствия архитектурных решений объекта действующему законодательству в области ПБ, определение необходимости и достаточности имеющихся технических средств противопожарной защиты
• Проверка состояния и работоспособности систем противопожарной защиты

Фактически такая услуга позволяет организации получить от независимого консультанта список нарушений, которые могут попасть в потенциальное предписание пожарного инспектора. Тем самым заказчики данной услуги получают возможность устранить такие нарушения до проведения инспекции объекта представителями ГПН и, соответственно, избежать возможных санкций. Пожарный аудит может проводиться не только применительно к действующим объектам, но и в процессе разработки проектной документации и строительства. Такой вид аудита распространен гораздо шире и чаще проводится в форме независимых экспертиз проектной документации на соответствие требованиям норм пожарной безопасности на различных стадиях проектирования. При этом экспертизе обычно подвергаются следующие разделы проектной документации:

• Технологическая часть
• Генеральный план
• Архитектурно-строительная часть
• Инженерно-технические решения

После вступления в силу изменений в Градостроительный кодекс РФ, ограничивающих полномочия
государственных инспекторов по пожарному надзору при проектировании, строительстве,
реконструкции и капитальном ремонте объектов, приглашение заказчиком независимых консультантов
может дать дополнительные гарантии того, что принимаемые проектные решения соответствуют
требованиям норм пожарной безопасности для данного объекта.
Но и такая форма аудита, использующая в качестве критериев проверки действующие требования
норм пожарной безопасности, не охватывает весь комплекс интересов предприятия в области
обеспечения пожарной безопасности своих объектов. Дело в том, что законодательные нормы в
любой стране преимущественно направлены на защиту жизни и здоровья людей и окружающей среды.
Но для предприятия крайне важно, особенно в современных условиях, также оценивать возможные
последствия чрезвычайных ситуаций для непрерывности бизнеса, стоимости активов и публичного
имиджа. При этом естественное и вполне рациональное стремление оптимизировать затраты на
обеспечение пожарной безопасности вступает в противоречие с желанием обезопасить бизнес от
возможных чрезвычайных ситуаций и их последствий. Для разрешения этого противоречия требуется
профессиональное управление рисками возникновения пожаров, составной частью которого является
полноценный пожарный аудит предприятия.
Основной целью такого аудита является получение исходных данных для оценки рисков возникновения пожаров и чрезвычайных ситуаций. К сожалению, в России пока нет утвержденной и общепризнанной методики оценки пожарных рисков, которая могла бы органично вписаться в действующее законодательство. Возможно, такая методика будет утверждена после принятия технического регламента в области пожарной безопасности, который, как предполагается, увяжет количественную оценку пожарных рисков объекта с требованиями по обеспечению его безопасности. Но даже в этом случае акцент, по всей видимости, будет сделан на необходимости оценки и управления рисками, связанными с возможным причинением ущерба жизни и здоровью людей, окружающей среде. Такой подход властных структур к обеспечению безопасности оправдан, так как обеспечение безопасности населения и экологическая безопасность является одной из основных функций государства.
В то же время хозяйствующие субъекты должны иметь некоторую свободу выбора способов управления своими внутренними рисками. Например, для предотвращения потенциального ущерба бизнесу от пожара руководство предприятия может использовать такие инструменты, как оснащение объекта техническими средствами противопожарной защиты, строительство и содержание собственной пожарной части, страхование, совершенствование технологических процессов, усиленное обучение персонала мерам пожарной безопасности и проведение периодических учений. Но для того чтобы выбрать оптимальную комбинацию таких мер, руководство предприятия должно понимать характер присутствующих на объекте рисков, их количественную оценку и как те или иные меры обеспечения пожарной безопасности могут снизить эту оценку.
Например, одним из важных методов управления рисками пожаров и чрезвычайных ситуаций является страхование. Но чтобы использовать этот метод эффективно, необходимо четкое обоснование параметров страховой защиты. А для этого нужно сначала рассчитать размер предполагаемого ущерба, что даст возможность определить страховую сумму. Но корректный расчет размера предполагаемого ущерба невозможен без разработки дерева сценариев возникновения и развития пожара с учетом вероятности того или иного сценария.
В развитых странах уже накоплен значительный опыт в управлении рисками пожаров и чрезвычайных ситуаций, прежде всего, благодаря крупным нефтегазовым корпорациям, которые в силу повышенной опасности своих объектов больше других заинтересованы в эффективном расходовании средств на обеспечение пожарной безопасности.
Используемые такими корпорациями методики оценки и управления рисками пожаров и чрезвычайных ситуаций сегодня доступны и в России, хотя компаний, которые владеют такими методиками и имеют методическую поддержку опытных зарубежных партнеров, крайне мало. В то же время и российские предприятия только начинают осознавать необходимость уделять больше внимания вопросам обеспечения пожарной безопасности. Пока превалирует подход, который, в лучшем случае, основывается на выполнении требований норм пожарной безопасности и в гораздо большей степени направлен на избежание санкций со стороны государственных надзорных органов, чем на создание действительно нужного предприятию комплекса противопожарной защиты.
Как правило, иное понимание вопросов обеспечения пожарной безопасности складывается у руководителей предприятий с иностранными инвестициями или тех компаний, которые поставляют свою продукцию зарубежным партнерам. Иностранные инвесторы стремятся защитить свои вложения от всех возможных рисков и не в последнюю очередь от рисков, связанных с пожарами. А зарубежные покупатели российских товаров и сырья хотят быть уверены в надежности поставок, а ведь любой пожар способен не только уничтожить или повредить готовую продукцию, но и нарушить технологический процесс, сделав невозможным выполнение условий контракта. Особенно это актуально для пожароопасных производств. Поэтому, например, уже не являются исключением случаи проведения пожарного аудита российских морских терминалов отгрузки нефти по инициативе иностранных получателей сырья.
Да и в крупных российских компаниях стали относиться к обеспечению пожарной безопасности внимательнее, что подтверждается, например, реализацией проектов по разработке научно-обоснованных концепций развития пожарной охраны собственных объектов. Также присутствует интерес к программному обеспечению для работы в области управления рисками пожаров и чрезвычайных ситуаций и к разработке собственных методик оценки пожарных рисков. Получившие наибольшее распространение методики управления рисками пожаров и взрывов включают в себя оценку вероятных чрезвычайных ситуаций на основе разрабатываемых сценариев, оценку потенциальных последствий, а также расчет и внедрение сил и средств, необходимых для реагирования на такие ситуации. Выбору оптимальной комбинации мер по обеспечению пожарной безопасности объекта предшествуют несколько этапов:

• Определение источников пожарной опасности
• Оценка рисков пожаров
• Разработка сценариев возникновения и развития пожара
• Оценка возможных последствий пожара
• Выбор сценария для дальнейшего анализа
• Расчет времени эвакуации людей
• Сравнение возможных вариантов реагирования на чрезвычайную ситуацию
• Выбор экономически эффективного варианта реагирования

Вообще роль пожарного аудита при подобном подходе - это периодическая проверка объекта с целью выявить отклонение значений риска от определенных ранее. Выявление таких отклонений должно служить поводом для изменения параметров противопожарной защиты и соответствующей корректировки бюджета расходов на эти цели. Однако ввиду того что подавляющее большинство предприятий в России не имеют количественной оценки пожарных рисков для своих объектов, надо говорить о первичном пожарном аудите, с помощью которого можно получить исходные данные для дальнейших расчетов. В состав задач такого аудита может входить детальное обследование объекта, анализ технологических процессов, оценка пожароопаснсти обращающихся на объекте веществ, определение источников пожарной опасности, а также изучение комплекса существующих технических средств противопожарной защиты и других мер обеспечения пожарной безопасности. На сегодняшний день нет принципиальных препятствий для осуществления добровольного пожарного аудита и первые шаги в этом направлении уже делаются. Основываясь на опыте работы «Международного противопожарного центра», можно утверждать, что наметилась тенденция роста интереса как к управлению рисками пожаров и чрезвычайных ситуаций в целом, так и к проведению пожарного аудита в частности. Но, несмотря на это, принятие разрабатываемых законопроектов в области аудита безопасности и создание нормативных основ для внедрения системы независимой оценки рисков способно создать необходимые условия для развития пожарного аудита.