Сделать стартовойпоискНаписатьКарта сайта
Откройте для себя новое
в безопасности

Временное положение о системе независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РФ

Утверждено                    

Министром Российской Федерации

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации

последствий стихийных бедствий

                                                                                                16 августа 2007 г.

 

  Временное положение

о системе независимой оценки рисков в области пожарной безопасности,

гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных

ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации

 

1. Общие положения

1.1. Временное положение о системе независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации (далее — Положение) разработано в соответствии с Концепцией создания системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации, подготовленной во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 6 июня 2006 г. № Пр-954 и поддержанной Правительством Российской Федерации 7 апреля 2007 г. № СН-П4-1606.

1.2. Положение определяет общий порядок функционирования системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Система независимой оценки рисков), в т.ч. устанавливает цели, принципы, правила и процедуры организации и проведения независимой оценки рисков, состав Системы независимой оценки рисков, а также функции, права и обязанности ее участников,  взаимоотношения между ними.

1.3. Действие настоящего Положения распространяется на органы государственного пожарного надзора, государственного надзора в области гражданской обороны, а также государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), экспертные организации и экспертов, осуществляющих независимую оценку рисков, органы по аттестации экспертов и аккредитации экспертных организаций, страховые организации, а также на организации, подлежащие независимой оценке рисков.

1.4. Основные понятия

Аккредитация – официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

Безопасность объекта зашиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, в т.ч. обусловленных пожарами, а также воздействия на людей и материальные ценности их опасных факторов.

Заключение о независимой оценке рисков – документ, содержащий сведения о выполненной экспертной организацией оценке соответствия объекта защиты установленным требованиям в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оформленные в установленном порядке обоснованные выводы о соответствии (или несоответствии) объекта защиты предъявляемым требованиям.

Заявитель – физическое или юридическое лицо, обязанное подтвердить соответствие объекта защиты установленным требованиям в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Независимая оценка рисков – осуществляемая соответствующими субъектами предпринимательская деятельность по оценке соответствия установленным требованиям систем обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на объектах защиты.

Объект защиты - имущественный комплекс (или его часть) юридического или индивидуального предпринимателя (включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агре­гаты, изделия и иное имущество), в отношении которого установлены требования в области пожарной безопасности, гражданской обороны и зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Система независимой оценки рисков – совокупность участников независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации, а также норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых организуется и осуществляется независимая оценка рисков.

Уровень безопасности объекта защиты - количественный показатель, характеризующий степень защищенности жизненно важных интересов личности и общества от чрезвычайных ситуаций, в т.ч. обусловленных пожарами, на объекте защиты, достигаемую выполнением требований в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Эксперт - физическое лицо, аттестованное в установленном порядке на осуществление деятельности по независимой оценке рисков.

Экспертная организация - организация, аккредитованная в установленным порядке на осуществление деятельности по независимой оценке рисков.

1.5. Положение основывается на следующих нормативных правовых актах:

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28 -ФЗ «О гражданской обороне»;

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Федеральный закон от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. № 712 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. №820 «О государственном пожарном надзоре»;

постановление Правительства  Российской Федерации от 21 мая 2007 г. №305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны».

1.6. Целями создания Системы независимой оценки рисков являются:

- повышение уровня безопасности объектов защиты путем включения в сферу оценки состояния их безопасности наряду с органами государственного надзора (контроля) независимых экспертных организаций и экспертов по независимой оценке рисков;

- снижение административной нагрузки на объекты защиты за счет сокращения количества проверок, осуществляемых органами государственного пожарного надзора, государственного надзора в области гражданской обороны и государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также за счет изменения форм и методов надзорной деятельности;

- получение объективной и полной информации о соответствии объектов защиты установленным требованиям в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- выдача заключений, содержащих необходимые и достаточные сведения для заключения договора страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии при эксплуатации опасного объекта.

1.7. Задачами Системы независимой оценки рисков являются:

установление правил и процедур проведения независимой оценки рисков, а также контроль за их соблюдением;

организация аттестации экспертов и аккредитации организаций, осуществляющих независимую оценку рисков;

организация проведения независимой оценки рисков на объектах защиты;

организация и проведение работ по совершенствованию методологических и правовых основ независимой оценки рисков.

1.8. При осуществлении независимой оценки рисков на объектах защиты, с учетом возможного причинение вреда третьим лицам, оценке соответствия установленным требованиям подлежат:

системы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, а также организационно-технические мероприятия в области пожарной безопасности;

объекты гражданской обороны, системы управления и оповещения гражданской обороны, а также организационные и инженерно-технические мероприятия гражданской обороны объектов защиты;

системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объектов защиты, а также организационные и инженерно-технические мероприятия, направленные на снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

1.9. Оценка рисков проводится в организациях вне зависимости от их принадлежности и организационно-правовых форм, функционирование которых представляет угрозу жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, в т.ч. обусловленных пожарами.

 

2. Состав и принципы функционирования Системы независимой оценки рисков

2.1. В Систему независимой оценки рисков входят:

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, включающий органы государственного пожарного надзора, государственного надзора в области гражданской обороны и государственного надзора  в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организации, в отношении которых проводится независимая оценка рисков;

экспертные организации и эксперты по независимой оценке рисков, в том числе их профессиональные объединения;

органы по аттестации экспертов и аккредитации организаций, осуществляющих независимую оценку рисков;

страховые организации.

2.2. Основные принципы функционирования Системы независимой оценки рисков:

доступность информации о порядке функционирования Системы независимой оценки рисков для заинтересованных организаций и физических лиц;

независимость экспертных организаций и экспертов, осуществляющих независимую оценку рисков, от интересов проверяемого объекта защиты, третьих лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления;

профессионализм и компетентность экспертных организаций и экспертов в вопросах пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, специфики проверяемого объекта защиты;

достоверность и полнота информации, на которой базируются выводы независимой оценки рисков (заключение);

исключение возможности участия в Системе независимой оценки рисков, в качестве экспертных организаций по независимой оценке рисков, организаций осуществляющих деятельность по монтажу, ремонту, обслуживанию систем и средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, объектов гражданской обороны и систем управления, оповещения гражданской обороны, а также систем и средств  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

обеспечение ответственности экспертных организаций и экспертов за выводы  о соответствии (несоответствии) объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в т.ч. путем страхования их профессиональной ответственности;

конфиденциальность информации, полученной в ходе проведения независимой оценки рисков.

 

3. Основные правила Системы независимой оценки рисков

3.1. В рамках функционирования Системы независимой оценки рисков подлежат оценке сле­дующие риски (в соответствии с компетенцией МЧС России);

риск возникновения пожара и причинения в результате этого вреда третьим лицам;

риск возникновения чрезвычайных ситуаций и причинения в результате этого вреда третьим лицам.

В рамках Системы независимой оценки рисков также предусмотрена оценка соответствия объектов, подлежащих независимой оценке рисков, установленным требованиям по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

3.2. Независимая оценка рисков проводится на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих пожаровзрывоопасные, опасные химические (биологические) вещества и гидротехнических сооружениях, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на объектах обеспечения жизнедеятельности населения, включая здания и сооружения с массовым пребыванием людей, аварии на которых могут привести к чрезвычайным ситуациям, в т.ч. обусловленных пожарами.

Перечень объектов защиты, подлежащих независимой оценке рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации, определяется МЧС России.

3.3. На объектах защиты, не подлежащих независимой оценке рисков, мероприятия по надзору за соблюдением требований в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются соответствующими органами государственного пожарного надзора, государственного надзора в области гражданской обороны и государственного надзора  в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

3.4. Независимая оценка рисков проводится экспертными организациями, имеющими в своем составе не менее трех аттестованных квалифицированных экспертов, аккредитованных в порядке, установленным МЧС России.

3.5. Независимая оценка рисков может проводиться как комплексно по вопросам пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, так и раздельно по каждому из указанных направлений.

3.6. Независимая оценка рисков должна осуществляться в соответствии с договором между экспертной организацией и организацией (объектом защиты), заявившей о желании провести независимую оценку рисков.

3.7. По результатам проведения независимой оценки рисков экспертной организацией оформляется заключение о независимой оценке рисков, представляемое заказчику независимой оценки рисков и в соответствующий орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, для последующего учета и анализа заключения, планирования надзорной деятельности и составления (при необходимости) протокола об административном правонарушении.

Органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, обязаны вести учет заключений о независимой оценке рисков в порядке, установленным МЧС России.

3.8. Материалы заключений о независимой оценке рисков используются в целях добровольной сертификации объектов защиты, а также при определении страховых тарифов и коэффициентов к ним для страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, при разработке деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, деклараций безопасности гидротехнических сооружений, паспортов безопасности опасных объектов и иных документов,  направленных на снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, в т.ч. обусловленных пожарами.

3.9. При наличии у объекта защиты заключения о независимой оценке рисков периодичность проверок данного объекта определяется органами государственного пожарного надзора, государственного надзора в области гражданской обороны и государственного надзора  в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

3.10. В случае соответствия объекта защиты установленным требованиям в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленного в ходе независимой оценке рисков и отраженного в соответствующем заключении, проверка состояния объекта защиты органами  государственного пожарного надзора, государственного надзора в области гражданской обороны и государственного надзора  в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не проводится в период действия указанного заключения о независимой оценке рисков. 

3.11. В случае выявления на объекте защиты нарушений установленных требований в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, способных повлечь причинение вреда жизни и здоровью третьих лиц, органами государственного пожарного надзора, государственного надзора в области гражданской обороны и государственного надзора  в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут проводиться внеочередные проверки объекта защиты в порядке, установленном МЧС России.

3.12. В целях информационного обеспечения деятельности Системы независимой оценки рисков ведется реестр, содержащий сведения об аккредитованных экспертных организациях.

Порядок ведения реестра Системы независимой оценки рисков устанавливается МЧС России.

3.13. При проведении независимой оценки рисков применяются только утвержденные в установленном порядке нормативные правовые и методические документы по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

3.14. При осуществлении инструментального контроля экспертные организации должны использовать контрольно-измерительные приборы, подвергаемые регулярным метрологическим поверкам в соответствии с программой поверки оборудования с использованием контрольно-измерительных эталонов.

3.15. Система контроля качества работы экспертных организаций устанавливается МЧС России, которое может осуществлять такой контроль своими силами, а также делегировать право контроля качества работы экспертных организаций их профессиональным объединениям.

3.16. В случае выявления в работе экспертной организации (экспертов) фактов систематического нарушения нормативных правовых актов, правил и норм, а также грубых нарушений требований настоящего Положения, лица, осуществляющие контроль качества работы экспертной организации (эксперта),  обязаны сообщить в установленном порядке о выявленных фактах в МЧС России, для последующего принятия решения об аннулировании свидетельства об аккредитации  экспертной организации (свидетельства об аттестации эксперта).

3.17. К перечню грубых нарушений экспертной организацией  (экспертом) требований настоящего Положения относятся:

- искажение достоверности и полноты информации, на которой базируются выводы о соответствии (несоответствии) объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- участие экспертной организации, осуществляющей деятельность по монтажу, ремонту, обслуживанию систем и средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, объектов гражданской обороны и систем управления, оповещения гражданской обороны, а также систем и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в независимой оценке рисков объектов защиты;

- нарушение экспертной организацией (экспертом) конфиденциальности информации, полученной в ходе проведения независимой оценки рисков;

- наличие в экспертной организации менее трех экспертов, аттестованных в установленном порядке на осуществление независимой оценки рисков объектов защиты;

- проведение экспертной организацией (экспертом) независимой оценки рисков по направлениям обеспечения безопасности объекта защиты, на которые экспертная организация не аккредитована, а эксперт не аттестован в установленном порядке;

- сокрытие экспертной организацией от органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, информации о выявленных в ходе независимой оценки рисков объекта защиты отступлений от действующих норм и требований по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, представляющих непосредственную угрозу для жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

- осуществление экспертной организацией (экспертом)  инструментального контроля с использованием контрольно-измерительных приборов, своевременно не прошедших метрологические поверки;

- уклонение экспертной организации от контроля качества ее работы или создание препятствий органам, осуществляющим указанный контроль.

 

4. Порядок проведения независимой оценки рисков

4.1. Независимая оценка рисков организуется и проводится в соответствии с настоящим Положением, при безусловном выполнении федерального законодательства Российской Федерации, международных стандартов и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

4.2. Независимая оценка рисков на объекте защиты предусматривает получение и оценку объективных данных о состоянии безопасности объекта защиты, определение уровня безопасности объекта в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций в соответствии с требованиями безопасности, установленными соответствующими техническими регламентами, национальными стандартами и иными нормативными правовыми актами.

4.3. Оценка уровня безопасности объекта защиты в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется  в соответствии с Методическими рекомендациями, утверждаемыми МЧС России.

4.4. Экспертная организация, являющаяся разработчиком проектной и иной документации в области обеспечения безопасности и (или) осуществляющая работы по поставке, монтажу, ремонту, обслуживанию систем и средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, объектов гражданской обороны и систем управления, оповещения гражданской обороны, а также систем и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не имеет права на осуществление независимой оценки рисков на указанном объекте.

4.5. Независимая оценка рисков объектов защиты, в проверяемой документации которой содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется при соблюдении законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

4.6. Независимая оценка рисков  состоит из следующих этапов:

предварительный этап;

процесс независимой оценки рисков;

выдача заключения. 

4.6.1. Предварительный этап

При обращении заказчика в экспертную организацию по вопросу проведения независимой оценки рисков экспертная организация проводит предварительный этап переговоров с заказчиком.

Предварительный этап переговоров проводится для информирования заказчика о порядке проведения независимой оценки рисков, а также для обсуждения вопросов, касающихся ее проведения, в том числе определения:

- целей, задач, критериев, стоимости и объемов проведения независимой оценки рисков;

- содержания и хода проведения независимой оценки рисков,

- объема и порядка представления заказчиком документов, необходимых для независимой оценки рисков;

- сроков проведения независимой оценки рисков, отражаемых в календарном плане работ по независимой оценке рисков.

По результатам предварительных переговоров между заказчиком и экспертной организацией составляется договор на осуществление независимой оценки рисков.

Срок проведения независимой оценки рисков определяется сложностью объекта защиты, подлежащего независимой оценки рисков, но не должен превышать трех месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией, и выполнения всех иных условий проведения независимой оценки рисков, определяемых договором.

4.6.2. Процесс независимой оценки рисков включает в себя:

- проверку разрешительных документов на осуществление основной деятельности объекта защиты;

анализ выполнения требований законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- анализ технической и проектной документации с целью идентификации составляющих объекта защиты, представляющих потенциальную опасность;

- анализ результатов прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в т.ч. обусловленных пожарами, на объекте защиты, содержащихся в декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта, декларации безопасности гидротехнического сооружения, паспорте безопасности опасного объекта, разделах «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» и «Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности» проекта строительства объекта защиты и др. При отсутствии указанных документов экспертная организация осуществляет прогнозирование чрезвычайных ситуаций на объекте защиты самостоятельно;

- проверку документального и фактического соответствия систем обеспечения пожарной безопасности объекта защиты установленным требованиям;

- проверку документального и фактического соответствия объектов гражданской обороны, систем управления и оповещения гражданской обороны установленным требованиям;

- проверку документального и фактического соответствия систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объекта защиты установленным требованиям;

- проверку наличия на объекте защиты необходимых организационно-плановых документов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т.ч. обусловленных пожарами;

- проверку полноты и своевременности выполнения предписаний органов государственного пожарного надзора, государственного надзора в области гражданской обороны и государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- анализ подготовленности руководителей и персонала объекта защиты, в т.ч. нештатных аварийно-спасательных формирований, в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и гражданской обороны;

- проверку наличия и состояния резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- проверку состояния защитных сооружений гражданской обороны и их готовности к приему укрываемых;

- проверку наличия, использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, средств пожаротушения;

- анализ риска чрезвычайных ситуаций, в т.ч. обусловленных пожарами, на объекте защиты с учетом фактического состояния систем обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, сравнение полученных значений риска с предельно допустимым уровнем риска, установленным для указанного объекта;

- разработка рекомендаций по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, в т.ч. обусловленных пожарами, на объекте защиты.

4.6.3. Выдача заключения о независимой оценке рисков

По результатам проведения независимой оценки рисков экспертной организацией подготавливается и направляется заказчику два экземпляра заключения о независимой оценке рисков и соответствии объекта защиты установленным требованиям в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, один из которых заказчик направляет в соответствующий орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации;

При выявлении в ходе независимой оценки рисков отступлений от действующих норм и требований по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, представляющих непосредственную угрозу для жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, экспертная организация направляет соответствующую информацию в орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации.

Заказчик независимой оценки рисков, получивший заключение, содержащее перечень нарушений требований безопасности и предложения по устранению выявленных нарушений, в срок, не позднее трех месяцев с момента получения заключения, уведомляет экспертную организацию и соответствующий орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, о принятых мерах по устранению указанных нарушений.

Спорные вопросы, возникшие между руководством экспертной организацией и руководством объекта защиты могут быть обжалованы в комиссии по апелляции, создаваемой МЧС России.

Комиссия по апелляции в месячный срок с момента получения апелляции (а в случаях, не требующих дополнительного изучения и проверки, - не позднее 15 дней) рассматривает поступившие жалобы и извещает заявителя о принятом решении. В тех случаях, когда для рассмотрения апелляции необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки рассмотрения апелляции могут быть в порядке исключения продлены председателем комиссии по апелляциям, но не более чем на один месяц с сообщением об этом лицу, подавшему апелляцию.

4.7. Требования к оформлению заключения о независимой оценке рисков

4.7.1. Заключение о независимой оценке рисков должно содержать:

наименование заключения;

вводную часть, включающую основание и цель проведения независимой оценки рисков, сведения о заказчике проведенной  независимой оценки рисков, сведения об экспертной организации, выполнившей независимую оценку рисков, и наличии у нее свидетельства об аккредитации, сведения о привлеченных экспертах и их аттестации на право проведения независимой оценки рисков;

- краткую характеристику и назначение объекта защиты, подвергшегося независимой оценке рисков;

сведения о рассмотренных в процессе независимой оценки рисков документах и обследованных технических системах, с указанием материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации;

- сведения о соответствии систем обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, а также организационно-технических мероприятий в области пожарной безопасности установленным требованиям;

- сведения о соответствии объектов гражданской обороны, систем управления и оповещения гражданской обороны, а также организационных и инженерно-технических мероприятий гражданской обороны установленным требованиям;

- сведения о соответствии систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объекта защиты, а также организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, установленным требованиям;

- сведения о показателях риска чрезвычайных ситуаций, в т.ч обусловленных пожарами, с указанием максимально возможного количества потерпевших в результате аварии на объекте защиты;

- заключительную часть, содержащую обоснованные выводы о соответствии объекта защиты установленным требованиям в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; выводы о соответствии полученных значений риска предельно допустимому уровню риска, установленному для указанного объекта;

- перечень недостатков, выявленных при независимой оценке рисков, рекомендации по их устранению и сроки устранения;

- приложения, содержащие перечень использованной при независимой оценке рисков нормативной и методической документации, актов испытаний (при проведении их силами экспертной организации).

4.7.2. Заключение экспертизы подписывается руководителем экспертной организации, заверяется печатью экспертной организации, прошивается с указанием количества сшитых страниц.

Заключение выдается на срок до 3 (трех) лет.

4.7.3. Заключение подлежит пересмотру в случаях:

изменения условий, влияющих на соответствие объекта защиты установленным требованиям в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в срок не позднее 3 месяцев;

- изменения действующих требований в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- совместного решения руководства объекта защиты и экспертной организации, в сроки, принятые этим решением.

 

 

 Директор Департамента

предупреждения чрезвычайных ситуаций

М.И. Фалеев

 

Начальник Управления

государственного пожарного  надзора

Ю.П. Ненашев