Сделать стартовойпоискНаписатьКарта сайта
Откройте для себя новое
в безопасности

Правовые аспекты обеспечения пожарной безопасности

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности
     
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.     С принятием в 1994 году федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство в области пожарной безопасности оформилось в самостоятельную отрасль законодательства Российской Федерации, представляющую собой пирамиду, "вершиной" которой является федеральный закон "О пожарной безопасности".
     Закон определил общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области правоотношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями*, гражданами**.
Примечание:
* Под предприятиями в целях настоящего раздела понимаются предприятия, учреждения, иные юридические лица (в том числе иностранные), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
** Под гражданами в целях настоящего раздела понимаются должностные лица, индивидуальные предприниматели, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.
     С введением в действие федерального закона "О пожарной безопасности" началась активная работа по ведомственному нормотворчеству. Закон - нормативный правовой акт прямого действия, его нормы регулируют общественные отношения непосредственно. Вместе с тем, нормы закона носят общий, декларативный характер и нуждаются в конкретизации и детализации.
     Поэтому в развитие положений федерального закона "О пожарной безопасности" были приняты ведомственные нормативные правовые акты, в которых разработаны механизмы реализации норм федерального закона.
     Кроме принятия нормативных правовых актов, ведомственное нормотворчество включает в себя и принятие нормативных документов по пожарной безопасности, в которых устанавливаются обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
     Законодательство в области пожарной безопасности претерпевает изменения, учитывая реалии сегодняшнего дня. В последние годы приняты новые нормативные правовые акты (Трудовой кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс, федеральные законы "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), "О государственной регистрации юридических лиц", "О техническом регулировании" и др.), вносятся изменения и дополнения в существующие НПА. И ведомственная нормативная правовая база в связи с этим постоянно совершенствуется.
     Указом Президента РФ от 9.11.2001 № 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" была изменена подведомственность Государственной противопожарной службы: она была передана в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
     Создание государственной спасательной службы требует тщательной правовой регламентации всех аспектов ее деятельности, создания единой законодательной и нормативной правовой базы, и, в первую очередь, основополагающих организационных документов.
     25 июля 2002 г. был принят федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" № 116-ФЗ. Этот закон вносит изменения в 39 законодательных актов, регулирующих вопросы обеспечения пожарной безопасности, порядок прохождения службы сотрудниками ГПС, пенсионного обеспечения, правовой и социальной защиты сотрудников ГПС и др.
     Существенные правки в закон "О пожарной безопасности" внёс Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации...", в т.ч. отмена ряда статей (14, 15, 17, 28, 35, 36, 42).
     Таким образом, нормотворческий процесс находится в постоянном развитии.
Система обеспечения пожарной безопасности
     В федеральном законе "О пожарной безопасности" прописано:
"Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства". Для выполнения этой функции в Российской Федерации создана система обеспечения пожарной безопасности (ст. 3 федерального закона "О пожарной безопасности").
      Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
     Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
- нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
- создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
- разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
- реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
- проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
- содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
- научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
- информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
- осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
- производство пожарно-технической продукции;
- выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
- лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее - сертификация);
- противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
- тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ (далее - тушение пожаров);
- учет пожаров и их последствий;
- установление особого противопожарного режима среды от возможных трагических последствий.
     Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений осуществляет Государственный пожарный надзор - специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы.     Государственный пожарный надзор является разновидностью государственного контроля, представляющий собой специализированное наблюдение и проверку соблюдения строго определенных правил в деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
     Осуществление административного надзора регламентируется законодательными и иными нормативными правовыми актами.
     В соответствии со ст.6 ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица Государственного пожарного надзора для обеспечения соблюдения требований пожарной безопасности вправе применять меры административного принуждения, которые по целевому назначению можно разделить на группы:
административно - предупредительные меры, направленные на предупреждение правонарушений в области пожарной безопасности, к которым относятся:
- проведение обследований и проверок территорий, зданий, сооружений, помещений предприятий и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
- участие с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
- рассмотрение и согласование в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительной и проектно-сметной документации на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение предприятий, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований;
- проведение на предприятиях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки в части соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;
- выдача руководителям предприятий, должностным лицам и гражданам обязательных для исполнения предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
административно - пресекательные меры, направленные на принудительное воздействие с целью прекращения противоправного деяния, к которым относятся:
- приостановление полностью или частично работы предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведения отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении предприятий, зданий, сооружений и других объектов;
- вызов в органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;
- меры административной ответственности (административные наказания), заключающиеся в наложении в соответствии с действующим законодательством административных взысканий на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц Государственной противопожарной службы.
     На должностных лиц Государственного пожарного надзора также возложена функция по проведению в соответствии с действующим законодательством дознания по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности. (ст. 151 УПК РФ - органами дознания являются органы Госпожнадзора - по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил).
     Федеральным законом от 8.08.2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" определены отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).
     В соответствии со статьей 13:
1. Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:
- непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами;
- знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают по требованию органа государственного контроля (надзора) присутствие своих должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований, и (или) своих представителей при проведении мероприятий по контролю.
     В соответствии со статьей 14:
1. Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении государственного контроля (надзора), признанных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
2. При определении размера убытков, причиненных юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю неправомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), также учитываются расходы юридического лица или индивидуального предпринимателя, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты его деятельности, а также затраты, которые юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чьи права нарушены, произвели или должны будут произвести для получения юридической или иной профессиональной помощи.
     В соответствии со статьей 15:
Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, принятые органами государственного контроля (надзора) в нарушение законодательства Российской Федерации, признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     Согласно ГОСТ 12.1.033-81. ССБТ. "Пожарная безопасность термины и определения" правила пожарной безопасности представляют собой комплекс положений, устанавливающих порядок соблюдения требований и норм пожарной безопасности при строительстве и эксплуатации объекта.
     Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313 были утверждены "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)". В них разработаны требования пожарной безопасности для: населенных пунктов, зданий для проживания людей, научных учреждений и учебных заведений, детских дошкольных учреждений, культурно-просветительных и зрелищных учреждений, объектов торговли, лечебных учреждений со стационаром, промышленных предприятий, объектов сельскохозяйственного производства, объектов транспорта, транспортирования взрывопожароопасных и пожароопасных веществ и материалов, объектов хранения, строительно-монтажных и реставрационных работ, пожароопасных работ, автозаправочных комплексов и станций, общие требования пожарной безопасности в культовых сооружениях.
     В соответствии с п. 15 ППб 01-03 в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе:
• определены и оборудованы места для курения;
• определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
• установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
• определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
• регламентированы:
• порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;
• порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;
действия работников при обнаружении пожара;
• определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.
     В качестве приложения 3 к Постановлению Правительства Москвы от 6 октября 1998 г. N 755 "О состоянии пожарной безопасности города Москвы и дополнительных мерах по ее усилению" в соответствии с Законом города Москвы от 18.12.96 N 34 "О пожарной безопасности" были разработаны "Правила пожарной безопасности для города Москвы", которые устанавливают общие требования пожарной безопасности на территории города Москвы.
     В них разработаны требования пожарной безопасности при проведении строительно-монтажных и реставрационных работ, правила содержания установок автоматической пожарной защиты (АПЗ), требования к содержанию зданий и участков предприятий и производственного оборудования с применением сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), к организации и устройству фейерверков, требования пожарной безопасности в сооружениях и на подвижном составе метрополитена. Разработаны также: "Положение об обучении мерам пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях города Москвы", "Приказ об обеспечении пожарной безопасности на предприятии", "Основные требования к видам, содержанию и изложению инструкций (положений) о мерах пожарной безопасности".
     "Правила пожарной безопасности для города Москвы" являются обязательными для исполнения всеми предприятиями, учреждениями и организациями (независимо от форм собственности, вида деятельности и ведомственной принадлежности), их работниками, а также гражданами на территории города Москвы. Лица, виновные в нарушении Правил пожарной безопасности (ППБ), несут уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством