Сделать стартовойпоискНаписатьКарта сайта
Откройте для себя новое
в безопасности

Права милиции при проверке документов на улице

В больших городах молодые люди, выходя из дома, привычно проверяют – взяли ли они паспорт. А на недоуменные вопросы родителей отвечают, что может подойти милиционер для проверки документов. Конечно, милиционеры проверяют документы и у взрослых людей, и отсутствие при себе документов, удостоверяющих личность, может неприятно закончиться – препровождением в отделение милиции для установления личности.
 
Имеет ли права сотрудник милиции просто так подойти к законопослушному гражданину и проверить у него документы? Задержать его для установления личности? Произвести личный досмотр, досмотр его личных вещей, автомобиля? Ведь каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22 Конституции РФ). Милиционеры ссылаются на ориентировку. Но законно ли это?

Ст.55 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Что же говорит федеральный закон?
«Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право… проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания дозревать их в совершении преступления или административного правонарушения» (п.2 ст.11 Закона РСФСР «О милиции»).

    Кроме того, «милиция в соответствии с постановленными перед ней задачами … разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных в случаях, предусмотренных законодательством, а также разыскивать похищенное имущество» (п.6 ст.10 Закона РСФСР «О милиции».

Так что наличие ориентировки и сходство указанных в ней примет являются достаточным основанием для проверки документов у вполне законопослушных граждан.
А в каких случаях возможны задержание, личный досмотр и досмотр вещей гражданина?
Доставление в милицию, административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей допускаются в случаях, установленных законом в целях пресечения административных правонарушений, установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях (ст.27.1. КоАП РФ).
 
ДОСТАВЛЕНИЕ
 
Доставление – это принудительное препровождение гражданина в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, если составление протокола является обязательным, в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в иное служебное помещение (ст.27.2 КоАП РФ).
О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.
 
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы гражданина, может быть примерно в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по нему (ст.27.3 КоАП РФ). Какие именно случаи считаются «исключительными», в законе не разъясняется.

Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длится не более 3 часов (ст.27.5 КоАП РФ).
В исключительных случаях могут быть установлены иные сроки административного задержания.
Срок административного задержания лица исчисляется с момента  доставления его для составления протокола, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления (ст.27.5 КоАП РФ).

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания (ст.27.4 КоАП РФ).
Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе.

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом.
По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник (ст.27.3 КоАП РФ).
О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей или лиц их заменяющих, обязательно.
 
ПРОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОГО ДОСМОТРА И ДОСМОТРА ВЕЩЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ ПРИ ГРАЖДАНИНЕ

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения преступления либо предметов административного правонарушения.

Личный досмотр может производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола (ст.27.7 КоАП РФ).
Досмотр вещей, находящихся при гражданине (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых.

В исключительных случаях (при наличии достаточных снований полагать, что при гражданине находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц) личный досмотр и досмотр вещей могут быть осуществлены без понятых.
О личном досмотре и досмотре вещей составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.
Если в милиции имеется ориентировка, действия правомерны.

Таким образом, если в милиции имеется ориентировка с указанием примет лица, совершившего преступление либо административное правонарушение, или находившихся при нем вещей и предметов и эти приметы сходны с приметами гражданина или имеющимися у него вещами и предметами, то действия сотрудника милиции по проверке документов у данного гражданина и досмотру его личных вещей (при условии составления протокола досмотра и т.п.) следует считать правомерными. А если при гражданине не оказалось документов, то правомерно и его задержание.

Вред, причиненный незаконным применением этих мер, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ст.1064 ГК РФ, ст.1069 ГК РФ).
Гражданин, считающий, что действия либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие в вышестоящих органах или должностному лицу милиции, прокурору или в суде (ст.39 Закона РСФСР «О милиции»).

 

Комментарий специалиста

Юрий Вигштейн, член Коллегии Адвокатов России:

-Если милиционеры требуют документы у граждан, которые мирно стоят на улице и не создают беспорядка, то налицо грубое нарушение закона РФ "О милиции" от 18.04.1991г. №1026-1 (с изменениями от 8.06.2006г.). В статье 11, часть 2 четко прописано, что милиция имеет право "проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении". Если повода подозревать граждан в преступлении нет, то любой человек на требование стражей порядка предъявить документы имеет полное право ответить отказом.